БЛАНШО (BLANCHOT) Морис

БЛАНШО (BLANCHOT) Морис
(р. 1907) - франц. философ, писатель, литературовед. Испытал влияние Ницше, Батая, Хайдеггера, установок сюрреализма. Б. развивает концепцию воли к власти, которая в рамках его философии противопоставляется самой власти: там, где для разума как властного начала находится хаос и "чистая негативность", которую необходимо преодолеть, для воли к власти только начинается "чистая позитивность". Любое нормативное задание языка - лингвистическое, семиотическое, литературное, риторическое - служит, по Б., проводником власти. Перевод в язык того, что само языка не имеет или существует как спонтанная речь, Б. также считает "упражнением во власти". Демаркационной линией, отграничивающей власть от безвластного, является книга как культурный продукт. Б. считает, что мышление как опыт безвластного возможно лишь там, где устранена любая субъективность. Писать "нечто", не являющееся книгой, - значит, по Б., пребывать в стихии воли к власти, в вечном возвращении, вне знаков, маркирующих предел письма как книгу. В этом "нечто" исчезает вопрос о человеке, открывается бытие философии как опыта чистой трансгрессивности, т.е. "выхода за пределы". Человек, по Б., неявляем в качестве микрокосма, дублирующего в себе реальность. Он представляет собой всего лишь аббревиатуру множества частичных и неполных знаков. Так называемые "онтологически" полные знаки, которыми, согласно Б., записан человек, с точки зрения их представленности в истории, культуре или космосе являются максимально фрагментарными. Отсюда Б. делает вывод, что семиотика, исследующая логику бессознательных импульсов воли к власти, не может опираться на науку, т.к. в науке доминирует модус полноты представленности мира. Семиотику следует строить как открытую серию различных и одновременно тождественных знаков - импульсов, которые различны, асинхронны в представлении, в непосредственном же действии по своей внутренней форме они тождественны, т.е. в равной степени заняты воспроизводством реальности. Такими знаками могут быть "революция", "власть", "закон", "философия"; при этом Б. считает важным то, что все они даются в открытой серии семиотического процесса, не отягощенного нормами социальности. Играть знаками социальности вне социальности - именно это Б. называет опытом безвластного. Синонимом трансгрессивной текстуальности Б. называет желание. Не признавая, что есть типы действия, несводимые к желанию или "чистому" тексту, и тем самым объявляя желание атрибутом историчности, Б. ищет не новой социальности, а конца истории.

М.К. Рыклин

Внутренний опыт // Ступени. Философский журнал. СПб., 1994, №2(9); Роман о прозрачности // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. М, 1996; Последний человек. СПб., 1997. L&espace litteraire. P., 1955; L&eutretien infini. P., 1969.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БЛАНШО (BLANCHOT) Морис" в других словарях:

  • БЛАНШО (Blanchot) Морис — (р. 1907) французский писатель, мыслитель эссеист. Романы Аминадав (1942), Безумие дня (1973), повесть При смерти (1948). Размышления о литературном авангарде ХVIII ХХ вв., составившие сборники Пространство литературы (1955), Бесконечный разговор …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бланшо Морис — (Blanchot) (р. 1907), французский прозаик, мыслитель, эссеист. В повести «При смерти» (1948), романе «Безумие дня» (1973), сборниках эссе («Пространство литературы», 1955; «Письмена краха», 1980)  проблемы предельных ценностей человеческого… …   Энциклопедический словарь

  • БЛАНШО —         (Blanchot) Морис (р. 1907) франц. писатель, философ, эссеист. Творч. путь Б. начался в годы Второй мир. войны романами “Темный Тома” (1941, вторая ред. 1950) и “Аминадав” (1942). В дальнейшем Б. прозаик писал преимущественно повести: “При …   Энциклопедия культурологии

  • БЛАНШО —     БЛАНШО (Blanchot) Морис (род. 22 декабря 1907, Кэн, департамент Соны и Луары) французский философ, писатель, литературовед. Испытал влияние Ф. Ницше, Ж. Батая, М. Хайдеггера, установок сюрреализма. Бланшо развивает концепцию воли к власти,… …   Философская энциклопедия

  • БЛАНШО — (Blanchot) Морис (р. 1907) французский философ, писатель, литературовед. Основные сочинения: «Пространство литературы» (1955), «Лотреамон и Сад» (1963), «Бесконечный диалог» (1969), «Дружба» (1971), «Кафка против Кафки» (1981) и др. В своих… …   Новейший философский словарь

  • Бланшо М. — БЛАНШÓ (Blanchot) Морис (р. 1907), франц. прозаик, мыслитель, эссеист. В пов. При смерти (1948), ром. Безумие дня (1973), сб ках эссе ( Пространство литературы , 1955; Письмена краха , 1980) – проблемы предельных ценностей человеч.… …   Биографический словарь

  • Бланшо, Морис — Морис Бланшо фр. Maurice Blanchot Дата рождения: 22 сентября 1907(1907 09 22) Место рождения: Кэн, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Бланшо — Бланшо, Морис Морис Бланшо (фр. Maurice Blanchot; 22 сентября 1907, Кэн, департамент Сона и Луара, Франция  20 февраля 2003, Ле Мениль Сен Дени, департамент Ивелин, Франция)  французский писатель, мыслитель эссеист. Содержание 1… …   Википедия

  • Бланшо Морис — Морис Бланшо (фр. Maurice Blanchot; 22 сентября 1907 20 февраля 2003, Ле Мениль Сен Дени, деп. Ивелин) французский писатель, мыслитель эссеист. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • Морис Бланшо — (фр. Maurice Blanchot; 22 сентября 1907 20 февраля 2003, Ле Мениль Сен Дени, деп. Ивелин) французский писатель, мыслитель эссеист. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»